Недавно в Музее истории фото в Брянске прошёл необычный киносеанс – ценители посмотрели немое кино «Призрак оперы». А после показа основатель МИФа продемонстрировал новый экспонат – дагеротип. О самой первой технике получения изображения, физических испытаниях в ходе её изучения и исправительных экскурсиях Роман Формин рассказал корреспонденту «Брянской Губернии».
Фото за семь лошадей.
– Вот здесь портреты двух людей, с которых началась фотография – Жозеф Нисефор Ньепс и Луи Дагер, – Роман останавливается в одном из залов музея. – Ньепс впервые сделал снимок, правда, не слишком хороший, не резкий. Дагер всё довёл до ума и стал изобретателем первого фотографического процесса.
Отсюда пошло название техники – дагеротипия. Чёрно-белый снимок из мастерской художника, который Дагер создал в 1837 году, знаком многим современным фотографам. Сенсационный кадр представил его друг, физик Франсуа Араго, на заседании Парижской Академии наук.
Как выглядит дагеротип? Это небольшая медная пластина, которую покрывали серебром и полировали до зеркального блеска. Затем ее окуривали парами достаточно ядовитого вещества – йода. Они «атакуют» серебро, и на нём вырастают маленькие, чувствительные к свету кристаллы, которые складываются в изображение.
– Процесс крайне сложный и дорогой, поэтому в современном мире уже неактуален, – говорит основатель МИФа. – Выдержка при такой съёмке длилась не 30 секунд, а минуты. Кроме того, такое фото требовало определённого хранения – всегда должно быть закрыто стеклом, любое прикосновение может его уничтожить.
Фото на дагеротип и раньше был недешёвым удовольствием. Комплект оборудования, которое предлагал Луи Дагер, по тем временам приравнивался к покупке семи лошадей (!). Столько стоили камера, набор для проявки и другое фотооборудование.
«Чтобы узнать секрет дагеротипа, отполировал шесть серебряных пластин…»
Людей, знакомых с техникой фотографирования 19 века на практике, во всём мире можно пересчитать по пальцам. Они освоили дагеротипию по старым книгам, рассказал Роман.
В нашей стране таких специалистов двое. И с одним из них недавно посчастливилось встретиться основателю брянского Музея истории фото. И не только встретиться, а перенять уникальный опыт получения дагеротипа уже в 21-м веке.
– Это совершенно немедийный человек – во всём мире его знают только по творческому псевдониму Bailun (переводится как Белый Дракон), – говорит Роман. – Он занимается дагеротипией четверть века и, как выяснилось, живёт неподалёку в Калуге.
Первый дагеротип Bailun создал в 2004 году. Спустя годы практики он сделал возможным создавать отпечатки в сотые доли секунды.
О своей поездке к «сенсею» брянский фотохудожник вспоминает с улыбкой. Три дня командировки прошли как в приключенческом кино: сперва мудрый старец Белый Дракон заставил своего гостя отполировать 10 пластин, хотя нужна была одна единственная. А уже потом и раскрыл секрет дагеротипа…
– Это тяжелый физический труд, осилил я всего шесть пластин, – рассказывает Роман. – В итоге под руководством наставника я сделал современный дагеротип с изображением калужской архитектуры. Так что теперь в России есть два с половиной (смеётся, намекая на себя – прим. редакции) человека, которые знают, как делать такое чудо техники и природы.
Зеркало с памятью.
И теперь волшебство первого фото можно посмотреть в брянском музее! Оно легко помещается в руках моего собеседника: в стеклянном боксе – небольшая серебряная пластина, в которой можно увидеть своё отражение.
Неслучайно дагеротип называют зеркалом с памятью. Причём, по качеству современное цифровое фото проигрывает почти 200-летней технологии.
– Весь наш мир развивается по принцу: от сложного – к простому, – рассуждает Роман. – Как сейчас делается фото? Нажал кнопку – готово! А если кадр не понравился, можно ещё сто раз нажать. В случае с дагеротипом цена ошибки слишком большая. Плюс сколько требуется знаний, навыков, опыта… Поэтому мы упрощаем, делая массово и популярно. Но любой продукт, который идёт в массовый тираж, по умолчанию теряет в качестве. Нельзя массово делать скрипки Страдивари.
Одна такая «скрипка», получается, теперь в брянском «МИФе». Теперь это самый ценный не экспонат – а фотопроцесс музея.
– Я дольше всего к нему шёл. И не могу сказать, что уже его освоил, хотя и делал собственными руками. Постараюсь в ближайшее время повторить этот опыт.
Нельзя просто так уйти и не сделать амбротип.
Фототехнологии прошлого – визитная карточка брянского МИФа. И большая часть представленных камер находится в рабочем состоянии. Нередко посетители просят ретрофото на память или делают его в музее в день своего рождения.
К примеру, здесь можно сделать снимок на старинную камеру по технологии 1851 года и получить «бессмертный отпечаток» – амбротип (похожий на дагеротип серебряный отпечаток на стеклянной пластине).
– К нам часто приходят школьники и студенты, – говорит основатель музея. – Всё согласовано с Минкультом и доступно по Пушкинской карте. Это очень важно, что ребятам от 14 до 22 лет искусство доступно, грубо говоря, за государственные деньги.
Помимо старинных фотоэкспонатов (их историю мы обязательно расскажем в следующих материалах), в центральной галерее МИФа можно посмотреть коллекцию брянского скульптора Максима Малашенко – он также является популяризатором брянского музея фото.
– Это прототипы памятников, которые могут многое рассказать молодёжи о современном искусстве и истории. В бронзе и гипсе отлиты изваяния Алексея Саврасова, Василия Верещагина, Ивана Шишкина, Максимилиана Волошина, Александра Суворова…
Воспитание искусством.
Максим Малашенко – автор ещё одной уже известной в Брянске скульптуры – памятника фотографу. Бронзовая двухметровая фигура стоит прямо напротив входа в МИФ, рядом – камера-обскура и стул, на котором можно посидеть, представив, что сейчас вылетит та самая «птичка» («Птичкой» и назвали скульптуру).
Задуман памятник как интерактивный: посидеть напротив бронзового фотографа могут все желающие. Правда, некоторые воспринимают слово «интерактивный» слишком буквально. С этим связан случай, которой произошёл в начале июня и вызвал широкий общественный резонанс благодаря СМИ.
МИФ и памятник фотографу находятся неподалёку от брянского стадиона «Динамо». И после очередного матча стайка фанатов всемером оседлала бронзового беднягу!
– Пришлось выручать коллегу, – рассказывает Роман Формин. – Его же оружием. Сфотографировал нарушителей в сине-белых шарфиках, обратился к руководству клуба.
И на следующий день молодые фанаты пришли с повинной и отмыли памятник. Но, говорит основатель МИФа, избежать «наказания» им не удалось.
– В добровольно-принудительном порядке вся компания до конца июня посещала все лекции, выставки, мастер-классы и просмотры немого кино в МИФе. И ребятам понравилось! Я считаю, нужно верить в нашу молодежь, кто из нас не ошибался? Главное - делать выводы.
Искусство – оружие света, не иначе.
СПРАВКА.
Роман Владимирович Формин родился в Брянске. Учился в Брянском художественном училище. Участник городских, областных, общероссийских выставок. Победитель различных общероссийских и международных конкурсов.
Беседовала Ольга Умарова.