(актриса ТЮЗА и педагог Светлана Красавкина, фото: из личного архива, vk.com)
Недавно в Брянске подвели итоги 5-го, юбилейного, фестиваля театрального искусства «Классика в классы». Это большой проект, который превращает обычных учеников – из городских и сельских школ – в актёров. А играют они, конечно же, бессмертную классику. С одним из членов фестивального жюри у нас получился большой разговор о театре для детей (и взрослых детей!).
Знакомьтесь, актриса Брянского театра юного зрителя, педагог-психолог, театральный педагог Светлана Красавкина.
«80% участников актёрских курсов – учителя»
Нашу героиню знают юные брянские театралы – по роли Цапли в спектакле ТЮЗа «Журавль и Цапля», Марьюшки из «Приключений Ивана-Стрельца» и других сказок... Знакома Светлана Красавкина и взрослому зрителю по другим постановкам.
Уже больше 12 лет Светлана является внештатным сотрудником Открытого института «Развивающее образование» в Москве. Готовых специалистов там обучают системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
(Светлана Красавкина (слева) в роли Цапли в спектакле «Журавль и Цапля»: фото: Брянский театр юного зрителя)
ДЛЯ ПОНИМАНИЯ:
Система развивающего обучения советских учёных Даниила Эльконина и его ученика Василия Давыдова предполагает, что знания не даются ребёнку в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники могли самостоятельно ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, участвуя в обсуждениях или проводя эксперименты.
С сыном одного из авторов – Борисом Элькониным – брянской артистке посчастливилось работать в одной команде, когда они преподавали на курсах для учителей. К сожалению, полтора года назад Бориса Данииловича не стало.
– Мы много общались на тему того, насколько нужно и важно учителям, особенно начальных классов, иметь навыки актёрского мастерства и режиссуры. И понимать, как и где их применять. Тогда уроки получаются интересными и яркими, а у детей появляется внутренняя потребность учиться. Я очень вдохновилась этой историей, потому что она направлена на внутренний потенциал каждого ребёнка. Это обучение через интерес, чтобы ученика «пёрло». Роль учителя здесь – грамотно направлять, – говорит Светлана.
Мы беседуем в тюзовской гримёрке, на коленях у моей собеседницы сложилась клубочком местная хранительница Дома Мельпомены – кошка Мурка.
(в образах, фото: из личного архива)
– Когда в Москве и Брянске я проводила курсы актёрского мастерства для любителей, 80% приходивших были учителями, – добавляет актриса.
Конечно, соглашается Светлана, есть весомый камень преткновения: высокая нагрузка на преподавателей общеобразовательных школ. Как говорится, отработать бы урок, не до театральщины у доски…
– Но те люди, у которых креативный ум, внутренняя подвижность и гибкость, кто способен развиваться, а не закостенеть «вот меня так научили – и другого не надо» – им легче в ежедневной рутинной работе, – приводит довод актриса.
Свет, озаряющий голую площадку.
В свогей педагогической театральной деятельности Светлана опирается на педагогическогие принципы Льва Выготского . Многому она научилась и у своего наставника, научного руководителя, генерального директора Открытого института «Развивающее образование» кандидата педагогических наук, почётного работника общего образования РФ Алексея Воронцова.
– Под его руководством я стала автором большого количества образовательных модулей на проекте «СберОбразование». Я начала вести театр Алексея Борисовича в московской школе №1133, сейчас её уже нет. Тогда ещё не было положения о том, что в каждой школе должен быть театр (задача Минпросвещения по приказу Путина от 2021 года – прим. Автора). Этот опыт показал: когда дети заражены творческой деятельностью, театром и в процесс вовлечены учителя – создаётся нужная атмосфера, дети понимают, что делают общее дело. И нет привычного разделения: вот есть педагог, он всё знает и не имеет права на ошибку. Сам директор Алексей Борисович активно участвовал в постановках и играл разыне роли. Учителя и ученики занимаются сотворчеством, в таком процессе дети учаться быть взрослыми. Это есть настоящие воспитание личности.
При этом не нарушается субординация «учитель-ученик». И это очень важный воспитательный момент, когда ребёнок учится сотрудничеству не только с ровесниками, но и со взрослыми: высказать своё мнение, отстоять свою точку зрения.
(Светлана с научным руководителем – Алексеем Борисовичом Воронцовым: фото: из личного архива)
Выражаясь современным языком, происходит развитие мягких навыков. Это эмоциональный, социальный интеллект, креативность, договариваться, решать конфликты социально приемлимыми методами.
– Также снижается тревожность, повышается самооценка, есть возможность оценить какие-то внутренние качества, происходит воспитание в коллективе, а тем более – в сотворчестве. Чего требует современная жизнь от взрослого человека? Быть гибким, готовым подстроиться под любые обстоятельства, найти выход из сложной ситуации.
По мнению моей собеседницы, современный школьный театр сильно отличается от тех самодеятельных коллективов, которые существовали ещё лет 10 назад. Тогда это чаще была отдельная история, сейчас же наблюдается всё больший синтез с учебным процессом.
Но, к сожалению, не все педагоги дополнительного образования, в жизни который появляется театр, понимают, что это за искусство.
– Как правило, такие люди в целом любят театр и выстраивают процесс, как могут и как получается. Это тоже неплохо, но для полноценного качественного театра в школе, который будет развивать детей, нести правильную литературность – нужно иметь образование или соответствующие навыки, – говорит Светлана, которая, кстати, занималась со школьными театральными коллективами более 15 лет.
Другая проблема, когда в учреждении нет должного сценического оснащения: света, достаточного звука. Однако, как показывает практика, когда за дело берётся настоящий творческий ум, сгодится и голая площадка.
– Пример этому – недавний фестиваль «Классика в классе», который проходил у нас в регионе. Мы видели работы, где был минимум всего, декорации собрали из каких-то простых скамеек и стульев, костюмы – у кого какие нашлись, но хотелось смотреть ещё и ещё!
«Театр – дело коллективное»
Вопреки сложившемуся представлению, у школьного театра больше возможностей, чем кажется на первый взгляд.
– Сам по себе театр как культурное явление несёт громадный потенциал для развития детей. Это в том числе помощь в освоении учебного материала. Для чего всё это в итоге нужно? Чтобы помочь ребёнку стать успешным взрослым. Не бояться достигать, обрести уверенность в себе, анализировать ошибки, – говорит педагог.
Не секрет, что актёрская среда – жёсткая и конкурентная.
– Самая большая конкуренция среди девочек, потому что для них обычно ролей меньше. И всем ведь хочется играть Джульетт и Эсмеральд. Здесь нужен грамотный педагог, который сможет это всё «разрулить». Бывает, что две девочки играют одну роль, и у одной получается лучше, она начинает «звездить», а другая сильно теряется. Но это очень масштабная история, которая требует отдельного разговора.
(фрагмент выступления в театральной студии «Ирбис», фото: театральная студия «Ирбис», vk.com)
Тут надо приучить детей к мысли, что театр – дело коллективное:
– Мастер в институте наставлял, что если мы все друг за друга, то всё спектакль получается классным, если каждый одеяло тянет на себя – спектакль получается неполноценным.
Также есть дети, которые не хотят быть на сцене, им больше по душе театральная кухня: придумать декорации, бутафорию, грим, проявить организаторские способности, найти музыку… Это всё процесс общего проекта.
Важно разделять: профессиональный театр ориентирован на зрителя, а школьный – на самого ребёнка.
– Конечно, такой коллектив должен стремиться в сторону профессионального. Но мы не должны забывать, что работаем с детьми. Это незрелая психика, отсутствие жизненного опыта. Психологическую травму ребёнку нанести очень просто, – добавляет Светлана.
«Важно, чтобы детей «пёрло»
Сейчас у актрисы есть своя театральная мастерская в школе №54. И мастерская немаленькая – около 30 юных театралов! Это дети с 5-го по 11-й классы.
Занятия идут дважды в неделю по два часа. И первые месяцы уходят лишь на формирование коллектива:
– На этом этапе важно создать атмосферу творчества, поддержки друг друга, научить критиковать конструктивно. То есть с пониманием того, где можешь стать лучше. И очень важно пробудить в детях творческий потенциал, чтобы их «пёрло». Чтобы они приходили с выпученными глазами: «Светлана Пална, мы такое придумали, сейчас вам покажем!». Я от этого сама тоже очень сильно зажигаюсь. Мы тут же что-то репетируем, встраиваем в показ, потом они приходят домой, обсуждают между собой…
Нужно время, чтобы понять, у кого какой вкус, предпочтения, психоэмоциональные возможности. Со школьниками проводят различные профессиональные тренинги и упражнения, обучают азам актёрского мастерства. И только потом все вместе выбирают литературу для постановки.
(фрагмент выступления на 5-м фестивале театрального искусства «Классика в классы», фото: vk.com)
Уже совсем скоро, 19-го декабря, у ребят пройдет первый показ в школе.
– Он состоит из несколько тренинговых упражнений и самостоятельных этюдов. Для них это, в первую очередь, опыт сцены, большой коллективной работы, а также понимание себя и своих возможностей. Своего рода открытый урок.
А в следующем году Светлана с детьми подготовит сценарий, начнутся репетиции конкретного материала. Артистка советует всем учителям, которые собираются или уже начали вести театр: не бросаться сразу раздавать роли, а посмотреть друг на друга – кому что откликается.
– Опять же, за полгода устанавливается коллектив, кто-то из детей «отваливается», кто-то, наоборот, потягивается…
Разбудить спящего.
Любительский театр для взрослых – тоже явление модное и востребованное. В Брянске также есть студии для тех, кто «давно хотел, но боялся» (о недавнем спектакле одной такой лаборатории мы недавно писали).
На этот счёт Светлана Красавкина также продолжает идею непрерывного развития в современном мире. С этой точки зрения непрофессиональный театр в любых его вариациях – отдельные тренинги или постановка на большой сцене – очень важное событие в жизни каждого человека. Который уже, казалоось бы, достиг «потолка», а социальный лифт дальше не едет...
– Круто получить опыт, когда выходишь на сцену и тебе аплодируют. Хочется жить, создавать, творить. Хорошо, когда такое есть. Театр продлевает жизнь! – улыбается Светлана.
(фрагмент моноспектакля «Дзынь - ля - ля», фото: из личного архива, vk.com)
В Москве к нашей героине обращались важные бизнсмены, который предлагали поработать со своими сотрудниками: научить красиво разговаривать, со всей душой продавать товары, а главное – чтобы им самим нравился процесс. Ведь это и есть главный локомотив.
Так мы приходим к мысли, что непрофессиональная театральная история – это всегда про интерес к себе и жизни. Что называется, «разбудить спящего».
– Можно сделать вывод, что театр – это явление, которое захватывает очень много психологических слоёв. Театр – это про жизнь. Чтобы она была интересной, насыщенной! А ещё театр напоминает, что мы здесь – все вместе. Светлана очень благодарна своему театру, своим коллегам, организаторов фестиваля «Классика в классы» за то, что они самоотверженно и с горящим сердцем продвигают идею качественного, нужного и правильного театра в школе, за то, что их сердца наполнены любовью к своему делу и они не останавливаются на достигнутом, хотя сделали масштабный проект. Большая благодарность директору фестиваля Ериной Оксане Александровне, Антропьеву Борису Анатольевичу (заведующему литературно-драматическом отделом ТЮЗа) и другим коллегам-актёрам за то, что разивают хорошие и важные культурно-образовательные проекты. Потому что дети – наше будущее. И я бесконечно рада, что работаю в этой команде. Думаю, что мне есть, чем заниматься. Я на своём месте.
Подробней о том, как на Брянщине проходил фестиваль театрального искусства «Классика в классы», мы расскажем в следующей статье.
Беседовала Ольга Умарова.