(фрагмент спектакля «Урод», фото: Ольга Умарова)
«Страшно красиво!» – так отзывались зрители о новом спектакле театральной лаборатории Ирины Сахаровой «Урод» (18+). Премьера прошла в субботу, 23 ноября, в ДК Володарского района. Мы побывали на показе и поговорили с режиссёром, которая не боится давать актёрам-любителям серьёзный вызов.
Продаётся индивидуальность, недорого!
Инженер Летте (Юрий Горбачёв) изобрёл особенный вид штекера. Он собирается на конгресс в Швейцарию, чтобы представить свой прибор, но вместо него хотят отправить коллегу-ассистента. Причина в следующем: Летте – «непревзойдённый урод». Это новость стала для героя открытием, хотя и раньше он замечал, что, например, при разговоре супруга смотрит только в его левый глаз.
Чтобы самому ехать на презентацию, Летте решается на пластическую операцию. Он становится настоящим красавчиком и… абсолютно другим человеком. Карьерные успехи, дежурство женщин у гостиничного номера – всем нужен Летте. Точнее, его лицо – шедевр пластического хирурга. За круглую сумму доктор готов сделать точно такое же всем желающим. И вот уже с десяток Летте разгуливают по городу…
(за танцевальную часть спектакля отвечала хореограф Алина Нестерова, фото: Виктория Сивакова)
« – А меня раздражает, что я на каждом углу вижу своего мужа.
– Почему? Разве он вам не нравится?
– С кем мне в постель ложиться?..»
Концентрация абсурда на грани. Всё как в пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, по мотивам которой поставила спектакль брянский режиссёр, театральный педагог Ирина Сахарова.
Майенбург считается одним из лучших немецких драматургов современности, которого причисляют к кругу «новых рассерженных». Автор выдаёт сатиру на сегодняшнее общество потребления, когда сам человек сведён к роли товара и покупателя.
(к началу спектакля актовый зал ДК Володарского района был почти полон, фото: Ольга Умарова)
Крутой поворот сюжета, остроумные ситуации и диалоги – кажется, что смотришь комедию. Но постепенно понимаешь, что разные персонажи говорят одни и те же фразы, их слова и действия словно не принадлежат им. А ещё: «Это и есть мы».
Что примечательно, лица актёров, как и в оригинале пьесы, нисколько не меняются после операций. Главный герой Летте выглядит нормально, его не гримируют «под урода».
(фрагмент спектакля «Урод», фото: Ольга Умарова)
Так может он, то есть каждый смотрящий в зеркало, прекрасен, и дело лишь в навязанных стандартах? Кажется, знак вопроса здесь лишний.
«Забывали текст, но импровизировали»
Майенбург задал актёрам жёсткие условия: постановка рассчитана на четырёх человек, которые должны играть восемь действующих лиц. К примеру, Фанни – и жена главного героя, и медсестра в операционной.
Брянскую же версию расширили и задействовали 11 актёров. Ввели дополнительных персонажей, например, персонажа самого режиссёра – героя Х.
(фрагмент спектакля «Урод», фото: Виктория Сивакова)
Он появляется в кризисные моменты, когда Летте не может принять ни старое лицо, ни новое. Девушка-призрак прячет под белоснежным одеянием нож: хочешь бери – и срезай лицо, буквально. Это может быть Ангел, Душа, сама Красота – дающая и отбирающая.
«Не хочу раскрывать тайну своего персонажа, пусть у каждого зрителя будет своя трактовка», – говорит режиссёр Ирина Сахарова.
(в какой-то момент постановка стала интерактивной, фото: Ольга Умарова)
Различать персонажей иногда действительно сложно, но есть определяющие цветовые стигмы. Чёрные костюмы коллег по офису, белоснежные послеопарционные бинты, красные колготки медсестёр, такие же – перчатки многочисленных дам, которые, словно бы вне тел, обнимают экс-урода...
(фрагмент спектакля «Урод», фото: Виктория Сивакова)
В какой-то момент постановка становится интерактивной. Со сцены спускаются участники вечеринки в честь триумфальной презентации Летте, предлагают зрителям шампанское (но мы помним про 18+).
Что важно – на сцене были непрофессиональные актёры, для некоторых показ стал дебютным. Опыт «большой сцены» получил психолог Евгений Вокрячко, который играл пластического хирурга, поймавшего «звёздную болезнь».
(Евгений Вокрячко в образе безумного пластического хирурга, фото: из архива Евгения Вокрячко, vk.com)
– У меня есть свой психологический клуб, я выступал максимум на 20-30 человек. Сегодня же нас смотрело 150! Конечно, в самом начале была дрожь, организм «лютовал» страшно, но потом, когда поднялся занавес, остались лишь я, сцена и зрители. Конечно, боялся забыть текст, и это случалось, но ипровизировал, также помогал коллегам – договаривал за них фразы, которые они забыли. Похож ли я на своего персонажа? Да, можно сказать, меня позвали на готовую роль, – поделился впечатлениями Евгений после спектакля.
«Оскар» и открытый финал.
На подготовку к спектаклю ушло три месяца. За две недели до выступления актёры репетировали почти каждый день. И каждая репетиция – театральная практика: постановка голоса, сценическая пластика, взаимодествие с партнёрами...
Фотомодель Маргарита Лысенко участвует в спектакле Ирины второй раз. После спектакля она также поделилась эмоциями:
– Был очень сильный адреналин, потому что нужно было быстро переодеваться, знать откуда и в какой момент мы выходим. Это было важно, чтобы был переход между сценами, а также не терялся темп и ритм спектакля. Мне очень понравилось взаимодействовать с другими актёрами. У каждого были свои идеи, многие сцены додумывали почти на каждой репетиции. И очень понравилась реакция зала! Спасибо большое всем, кто пришёл нас поддержать. Нам хлопали стоя – это просто высшая награда.
(фрагмент спектакля «Урод», фото: Виктория Сивакова)
Финал, кстати, тоже изменённый – но сохраним интригу для новых зрителей. А они, по словам Ирины Сахаровой, ещё ожидаются.
В планах немного доработать спектакль и показать его ещё раз.
– Я, как режиссёр, понимаю, что не всё получилось, где-то ребята переволновались… Поэтому каких-то фееричных эмоций сейчас не испытываю, тем более всегда критично оцениваю свои работы. Это была действительно сложная постановка, и многие коллеги-театралы удивлялись: «Ничего себе, ты замахнулась, с любителями такой материал поставить!». Но я не могу работать с тем материалом, который мне неинтересен. Финал я тоже увидела по-своему и изменила, – рассказала режиссёр.
(фрагмент спектакля «Урод», фото: Виктория Сивакова)
После спектакля Ирина нашла тёплые слова для каждого, кто трудился над новым спектаклем: как на сцене, так и за её пределами. Актёрам даже вручили гонорар и статуэтки «Оскар» – ненастоящие, конечно, но тоже приятные.
(сложный спектакль современного немецкого драматурга представили актёры-любители, фото: Виктория Сивакова)
Подробнее о любительском театре Ирины Сахаровой читайте в нашем материале «С любимыми не разводитесь: зрители стали актёрами интерактивного спектакля в Брянске».
Подготовила Ольга Умарова.