В выставочном зале, в выставочном зале… Чего там только не увидишь! Недоступна рядовым посетителям лишь «закадровая» работа накануне открытия новой экспозиции – и работа немаленькая. Корреспондент «Брянской Губернии» немного подсмотрела, по какому принципу развешивают работы и на чём буквально держится изобразительное искусство в галерее.
Эстетичная техподдержка.
Четыре часа дня, Выставочный зал на бульваре Гагарина. Посетителей нет, из зала в зал быстро ходят сотрудники – завтра намечается открытие сразу двух выставок.
В помещении побольше – полотна, которые ещё не заняли своё законное место, их пока расставили у стены. Это работы маститых авторов из брянского художественного фонда.
А в более маленьком помещении ждут своего часа детские картины. Их в течение года готовили воспитанники художественной школы для детей и взрослых «Альтамира» – для выставки «Звёздочки на Земле» (0+).
Работу с зайчиком на разноцветном воздушном шаре подвешивает Павел Кухаренко: подтягивает картину на прозрачной леске, стоя на стремянке.
Гармонию пространства Павел Александрович чувствует профессионально: больше 20 лет пишет картины. Работал художником-оформителем в областном художественном музейно-выставочном центре на Емлютина.
Свою деятельность по развеске картин (так называется процесс их размещения на стенах) Павел Кухаренко называет технической поддержкой. Этим он занимается в Городском выставочном зале около 10 лет.
В его задачи также входит декорирование стен по необходимости. Попросту – отделка штукатуркой.
– Потому что выставочное помещение надо держать в порядке, – Павел Александрович приподнимает одну из картин, под которой прячется – ну не прямо дырка – небольшое углубление в стене.
(художник и ответственный за техническую поддержку Городского выставочного зала Павел Кухаренко, фото: Ольга Умарова)
Обычно, если экспозиция не слишком большая, непосредственно сама развеска занимает пару часов. Зато на подготовку к выставке могут уйти месяцы: придумать тему, отобрать материал, подготовить сопроводительные видеоролики, подписи к каждой картине, бейджи…
– Мы, художники, пишем картины, а есть люди, как Павел, которые специализируются на грамотном расположении этих картин. Я доверяю это профессионалам, просто прихожу накануне открытия, и мы обо всём договариваемся, – говорит основательница художественной школы «Альтамира» Анастасия Сикерина.
– Все работы обычно сам привожу на своей машине, – говорит директор «Альтамиры» и супруг Анастасии Сергей. – У меня обычный седан. Да, работы помещаются…
Личные симпатии и большие амбиции.
Как вообще решается, где какая картина будет висеть? Важно, чтобы каждая работа смотрелась отдельно, говорит Павел Кухаренко:
– Если, допустим, повесить в центр две яркие синие работы, они будут перетягивать на себя всё внимание и отвлекать внимание от остальных. Расстояние между ними тоже должно быть побольше, чтобы можно было подойти и внимательно рассмотреть каждую картину.
Проще всего, когда у выставки есть определённая тема. Тогда надо выбрать центральную стену, чтобы в глаза сразу бросались главные экспонаты. Для этих целей обычно выбирают самую большую стену.
С конца августа в стенах Выставочного проходила выставка «Священное послание» Сальвадора Дали. Всего 105 подлинных работ и даже коллекционная Библия с иллюстрациями гения сюрреализма. По словам Павла Кухаренко, тогда была максимально простая задача: работы прислала столичная галерея и всё было заранее пронумеровано.
Сегодня также задача несложная: «распределить по стенам» детские работы. Среди них есть и преподавательские, но их повесили подальше, по бокам.
– Тут я уже из личных симпатий и цветового решения выбираю, как будут располагаться картины на стене, – говорит Кухаренко.
Самая сложная развеска, по словам Павла Александровича, когда сами художники не до конца представляют, как должен выглядеть конечный результат. Разумеется, каждый автор хочет, чтобы его работе выделили самое лучшее место – и это тоже добавляет сложностей.
– От этого страдает общая экспозиция. Но в первую очередь нужно думать о людях, которые сюда придут наслаждаться изобразительным искусством, для этого нужно создать все условия, – подчеркнул Павел Александрович.
Так, соседнюю выставку «больших художников» полностью готовят сами создатели выставки. Объяснение такое: это мэтры, выставлялись уже не раз.
«Главное, чтобы картина упала правильно…»
Подвешивают картины обычно на леску, такая система используется в библиотеках. Есть специальные музейные подвесы для картин, но их можно использовать не в каждом помещении.
К примеру, здание Городского выставочного зала, говорит Кухаренко, придётся переоборудовать, чтобы использовать такие «навороты»:
– Штанги, на которые сейчас подвешиваю работы, имеют чуть ли не чугунные крепления.
А ещё, то ли в шутку, то ли всерьёз, мой собеседник говорит: главное не избежать падения картины в процессе развешивания, а сделать так, чтобы картина упала правильно.
– К счастью, в мою смену такого не было, – добавляет художник.
Выставку детских и преподавательских работ «Звёздочки на Земле» (0+) откроют во вторник, 15 октября. Здесь можно будет посмотреть около 30 картин, которые, по словам организаторов, позволят зрителю любого возраста вернуться в мир детства.
Будут и работы педагогов, которые запечатлели в картинах и декоративных работах памятные моменты из прошлого.
Подробнее о выставке и создателях семейной художественной школы мы расскажем в следующем материале.
Подготовила Ольга Умарова.