Подростковые проблемы, боги и философия Марка Аврелия… Всё это удалось соединить в новой постановке «(НЕ)ЗЕМНЫЕ ПЕРИПЕТИИ» (12+) любительской актёрской лаборатории «Момент» режиссёра Марии Денисовой. На премьере, которая прошла в четверг, 1 августа, побывал наш корреспондент.
С небес на танцпол
Бар-ресторан в центре Брянска на один вечер превратился в театральную площадку. Яркий свет, тревожная музыка… На танцпол выходит девушка-подросток в галстуке и с короткой стрижкой. Она садится за барабанную установку и начинает играть.
Зал заполняют подростки, которые медленно извиваются, будто парят в невесомости. Они проходят между столиков, заглядывают в глаза посетителей-зрителей. Постепенно сцена, танцплощадка и столики превращаются в единое пространство.
Пять школьниц изображают «маленьких людей» и задаются глобальными вопросами бытия, которые обычно волнуют подростков:
– Какой вопрос бы я ни задавала, мне не помог никто ответ найти…
– Молила, чтобы вы увидели меня, не замолкали, о проблемах слыша…
– Меня не слышат, я кричу сильнее!
А со сцены, словно с небес, им вторят пять женщин в белоснежных одеяниях древнегреческих богинь. По сюжету происходит столкновение богов и людей по аналогии с вечным конфликтом поколений.
К слову, «(НЕ)ЗЕМНЫЕ ПЕРИПЕТИИ» – это первый опыт работы театра «Момент» с подростками.
– Это какая-то другая категория людей, – поделилась молодой режиссёр и основатель театра Мария Денисова. – Они говорят: «Отстаньте от нас» - и при этом всё равно нуждаются в тепле и любви. И эта просьба очень тихая. Считаю, что современные юноши и девушки – очень умные, они умеют мыслить, спорить, рассуждать… И мне попались очень ответственные школьники, которые трепетно подходят к своим задачам. Очень ими горжусь.
На подготовку к спектаклю ушло всего два месяца. Однако зрители отметили высокий уровень игры непрофессиональных актёров. Всё действо сопровождали танцевальные элементы – результат многодневной работы с хореографами.
– Для спектакля мы писали даже собственные стихотворные монологи и сказали то, что хочет сказать каждый подросток, – поделилась после спектакля юная актриса Ульяна Груздова. – Спасибо моим родителям, что привели меня сюда, всем, кто верил и был в нашей команде!
После финальных оваций собравшихся ждал сюрприз – один из зрителей вывел свою девушку на сцену и сделал предложение. Она сказала «Да!».
«Колониальная» постановка
С чего начался «Момент»?
– Я никогда не хотела стать актрисой и театром ни в детстве, ни в подростковом возрасте не интересовалась, – признаётся режиссёр Мария Денисова. – Казалось, что это скучная нафталиновая история…
(режиссёр и основательница актёрской лаборатории "Момент" Мария Денисова на одном из спектаклей)
Всё изменилось в 16 лет, когда Мария познакомилась со студенткой третьего курса Орловского института культуры:
– Она с таким восторгом рассказывала о том, чем они занимаются в институте. Для меня стало открытием, что театр, в отличие от кино, очень живой. Это синтез различных средств художественной выразительности: музыки, слова, света, пластики…
Так Мария поступила в ОГИК на театрального режиссёра. Там случился необычный опыт постановки… в колонии.
– Я писала диплом на эту тему, и мастер отправил меня в «поле». С осуждёнными я знакомилась постепенно, мне заранее показывали помещения с этими тяжеленными дверьми, окошечком, куда отдаёшь всё, с чем пришёл. Помню, стою в холодном коридоре, жду сопровождающего, на улице – зима, ещё и в личной жизни был тяжёлый период, а я в тюрьме…
С заключёнными Мария поставила рассказы Шукшина. И уже на первой репетиции забыла, где находится.
– Ребята, с которыми я работала, просто оживали в процессе, что-то сами придумывали. Мы так подружились, что они потом нарисовали мой огромный портрет от руки, слали открытки…
«Театр может быть везде»
После института девушка занималась организацией выставок и фестивалей в Москве и в Брянске, много ездила по России и другим странам.
Но театр не отпускал, особенно Марии был интересен его современный «подвид». И в 2022 году она создала собственное детище. Полное название театра «Момент» – «Первая актёрская лаборатория перформативного театра в Брянске для взрослых».
Мария расшифровывает это так:
– В Брянске подобных студий я не нашла. А ведь многие во взрослой жизни мечтают выступать на сцене или выступать там снова. С нашими участниками мы растём от постановки к постановке. Понятно, что за 2-3 месяца мы не подготовим профессиональных актёров, но откроем техники, которые используются в театрах. Также их можно перенести в обычную жизнь, например, при выстраивании коммуникации.
По словам Марии Денисовой, главная художественная задача актёрской лаборатории – показать Брянску, что театр может быть разным:
– Мы выводим театр из пространства театра. Он может быть везде! Мы играли в ресторанах, на летней веранде, в ДК. Теперь вот клуб – там есть танцпол, и это очень удобно, ведь «Перипетии» готовили с хореографами.
Самый первый спектакль «Момента» должен был пройти в центре современной культуры «Модуль» в Брянске. Но за две недели до выступления ветер снёс крышу здания. Пришлось экстренно искать замену.
– В ДК БМЗ нам предложили фойе на втором этаже. Мы поставили там стульчики, и пришло 80 зрителей! При том, что тогда нас никто не знал и на спектакле был минимум атрибутики. Но зрители плакали и благодарили – вот так, даже если никто тебя не знает, нет бюджета и связей.
Мама, я в «Моменте»!
Но самое интересное, что тема новой постановки идёт не «сверху», от режиссёра, а от запросов, с которым в «Момент» приходит каждый участник.
– Он может сказать «я хочу быть тем-то», передавать определённый характер или атмосферу, – говорит Мария. – Все наши тексты пишут, исходя из пожеланий актёров. Но мы, что называется, не лечим голову на репетициях – для этого существуют другие проекты, к примеру, Театр терапевтического движения Юлии Лук. У нас же – исключительно творческое раскрытие.
А вот прожить определённые эмоции участники «Момента» могут. Для этого на сцене через художественный образ воссоздаются/моделируются детали того или иного события. Случится ли у актёра «перезагрузка» – зависит от степени его погружения.
Кто приходит в «Момент»? В каждой следующей постановке задействованы разные участники, но уже есть и «костяк».
Ульяне Маркиной 21 год – она не только актриса театра «Момент», но и помощник режиссёра. В свободное от репетиций время девушка преподаёт английский и французский языки.
(актриса и помощник режиссёра "Момента" Ульяна Маркина)
– Я занималась театром с детства в другом городе, – рассказала Ульяна. – Когда приехала в Брянск, то не нашла подобных мест для взрослых здесь. О «Моменте» узнала случайно, увидела объявление на двери. Когда пришла на первую актёрскую практику, сразу поняла, что задержусь тут. На первой постановке «Признание» я читала монолог Шекспира на английском языке и играла очень уставшую женщину, которая переживает кризис среднего возраста. Такую роль мы придумали с Марией.
«Хотим, что б нас знали больше людей!»
Актёрами в «Моменте» становятся самые разные люди. Врачи, айтишники, художники, юристы…
– Был даже йог и риэлтор, – улыбается Мария Денисова. – Оказываясь в пространстве актёрского тренинга, все эти разные люди снимают с себя привычные социальные роли: ты перестаёшь быть мамой, юристом, взрослым человеком. Каждая группа каким-то волшебным образом подбирается так, что участники помогают друг другу раскрыться.
Как за такой короткий срок – два месяца – поставить спектакль с непрофессионалами? Около месяца участники обучаются актёрскому мастерству, потом уже начинается «строительство» спектакля, исходя из пожеланий каждого.
– Да, мы – любительский театр с обычными взрослыми людьми, которые завтра с утра пойдут на свою работу, – продолжает Мария. – Поэтому мне важно найти слово для каждого, правильно настроить. А ещё – сместить фокус с себя на зрителя, дать ему своё сокровенное.
В итоге на сцене получается правдивый рассказ о том, что знакомо каждому современному человеку. К примеру, уже вышедший спектакль «Двойник» – про социум, в который мы выводим гулять своего двойника – привычную маску. Герои постановки «Офис. За дверью моего кабинета» замечают, что каждый день говорят одни и те же слова, выполняют одни и те же действия и, в конце концов, вырываются из офисной клетки.
А ещё за каждой постановкой «Момента» – работа хореографа, декоратора, художника по костюмам. И с этим связаны определённые трудности, которые сейчас испытывает театр.
– Не так давно я поняла, что то, что я делаю, требует больших финансовых затрат, – говорит Мария. – Арендовать площадку для репетиций, выступления, оплатить свет, звук, работу команды… Поэтому сейчас я активно ищу спонсоров и партнёров. И нам есть что предложить – у нас хороший охват аудитории, мы собирали в зале до 200 человек. Хотелось бы, чтобы про нас знали больше людей.