На китайские автомобили в самое ближайшее время будет приходиться до трети мирового автомобильного рынка. Хотя если разобраться во всем более детально, то станет понятно, что, возможно, эту отметку мы уже преодолели с учетом того, что огромное количество автомобилей формально не китайских брендов, произведенных в КНР или построенных на китайских платформах.
Пока ЕС и США борются с «нашествием» из Поднебесной повышением пошлин, традиционные автобренды всё больше впадают в зависимость от китайских технологий. Не только «Москвич», но и Mercedes, Volvo, Renault и Land Rover прибегают к помощи «восточных партнеров», иногда заимствуя целые модели. Как пишут «Известия», китайские автопроизводители всё чаще устанавливают стандарты для отрасли и к 2030 году станут доминирующей силой во всем мире.
Давайте начнем анализ с нашего рынка. России в условиях санкций и связанных с ними уходом ряда автопроизводителей и нарушением логистических цепочек пришлось обращаться за помощью к дружественным странам. Теперь российский автопром смог зайти в новые для себя сегменты, например в электромобильный. Был возрожден национальный бренд «Москвич», и в скором времени будет перезапущена «Волга». Появились новые российские марки Evolute, Sollers, Amber Auto, Xcite.
Вы сейчас удивитесь, но в Европе есть свои «Москвичи» и «Волги». Под легендарной британской маркой MG в настоящее время делают китайские автомобили. Geely, владеющая компанией Volvo, превратила ее подразделение Polestar в отдельную марку, специализирующуюся на спортивных электромобилях. «Начинка» этих машин, само собой, китайская. Автомобили марки Smart теперь выпускают в Китае на агрегатной базе СП концерна Daimler и китайского холдинга Geely.
Новые электромобили бренда Mini созданы на платформе Great Wall Motors. Показанный на днях кроссовер Renault Koleos — «перелицованный» Geely Monjaro. Дело в том, что Geely и Renault создали СП по выпуску автомобилей на базе подразделения Renault Korea (раньше оно работало под брендом Samsung).
Многие традиционные бренды создали в Китае совместные предприятия с местными автопроизводителями, чтобы обойти ограничения импорта. Например, Jaguar Land Rover выпускает свои автомобили для КНР в партнерстве с Chery. При этом многие модели, специально созданные под местные вкусы, проваливались. Так почему бы не доверить эту работу местным? А все потому, что при тоннах слов о переходе на безуглеродное топливо в большинстве случаев слова так и остаются словами в большинстве стран-«крикунов». В Китае производители электромобилей оказались конкурентоспособны благодаря госсубсидиям и доминированию Китая в добыче и переработке полезных ископаемых для тяговых батарей. Впрочем, КНР сильна не только аккумуляторами.
Анализ показал, что китайские бренды имеют 35-процентное преимущество в издержках, что позволяет им снижать цены с целью компенсации пошлин. Производители электромобилей из КНР создают новые продукты в два раза быстрее (40 месяцев против 20 месяцев) в основном за счет того, что отказались от избыточного проектирования. Модели под китайскими брендами на два-три года «свежее», чем конкуренты, и в среднем находятся на рынке всего 1,6 года. Мало какой завод в Европе сейчас может сравниться с каждым вторым китайским заводом - там всё новее и лучше. Вот вам и ответ на все вопросы.
АВТОРСКАЯ РУБРИКА РЕДАКТОРА «32 РАДИО» АЛЕКСАНДРА КАРПОВА.