(фото: личный архив Олега Казначеева)
Ни признания, ни могилы… Письма к близким – и те на вес золота, настолько мало осталось каких-либо прижизненных свидетельств. Леонида Добычина называют русским Прустом (иногда Джойсом) и вместе с тем – «идеально забытым писателем». В Брянске, где Добычин родился как писатель, в начале октября выйдет фильм «Провинция глазами гения» – по грантовому проекту Централизованной системы детских библиотек Брянска. Накануне премьеры мы пообщались с режиссёром и немного подсмотрели за съёмочным процессом.
Кто ты, гений?
– Лучше бы в клуб сходила!
– Такие же странные книжки, как она сама…
Посреди Семёновского сквера на набережной – растерянная девушка в скромном чёрном платье. Она прижимает к груди книжку и пытается вырваться из кольца хохочущих студенток. Те бросают издёвку за издёвкой, почти доведя свою жертву до слёз…
(фрагмент съёмок на набережной, фото: Ольга Умарова)
К счастью, эта сцена юношеского буллинга – киношная. И одна из ключевых, рассказал корреспонденту «Брянской губернии» режиссёр-постановщик и автор сценария грантовой киноленты Олег Казначеев.
– Это финальная часть сцены, где одна из главных героинь доходит до «точки кипения» и в смятении убегает. А дальше начинается мистическое приключение, в котором наша Вика попадает в альтернативную реальность. Но «спойлерить» не буду, увидите на премьере, – интригует режиссер. – Подчеркну, что всё это удалось претворить в жизнь благодаря директору Централизованной системы детских библиотек Ольге Викторовне Вороничевой. Она пригласила меня в проект, создавала условия, шла навстречу участникам и неустанно контролировала результат.
Тут надо сказать, что фильм – очень «по мотивам». Абстрагированного «фиксатора жизни», каким автор предстаёт в своих произведениях, зритель не увидит. Но цель - привлечь молодых, рассказать о том, что 100 лет назад по тем же улицам ходил такой писатель Леонид Добычин.
(оператор картины Игорь Сусло, фото: Ольга Умарова)
А тут все средства хороши – особенно кинематографические. Интересно, что специально для сцены с травлей даже заказали в типографии муляж несуществующей книги «Кто ты, гений?» (её девушка-библиотекарь держит в руках).
Также было важно привязать съёмочные места к историческим, в которых разворачиваются события некоторых рассказов писателя.
– Вообще вся историческая центральная часть Брянска – это всё «добычинские места», – говорит Олег Казначеев. – Несмотря на то, что «добычинской архитектуры», связанной с пребыванием писателя в наших края, почти не осталось, ландшафт узнаваемый. Что-то мы имеем возможность лицезреть сейчас, что-то, конечно, по законам кинематографического жанра додумали.
(юный писатель Добычин – будущий актёр Владимир Орлов, фото: Ольга Умарова)
Из таких мест, которые покажут в фильме, – улицы Калинина, Горького (раньше – Авиловская гора), Семёновский сквер, где до недавнего времени находилась могила Игната Фокина (его похороны описывались в одном из рассказов), Митрофановское кладбище…
(«добычинские атрибуты», фото: личный архив Олега Казначеева)
Именно в Брянске Леонид Добычин родился как писатель и написал здесь большую часть своих рассказов. Однако из всех брянских адресов автора – единственно точно известное место – дом, где жил Добычин, на улице Октябрьской, 47 (тогда – Завальского, 49).
Сейчас от здания осталась только стена. Мемориальную табличку пришлось крепить на соседнем доме…
На прогулку с писателем.
Главная героиня также «позаимствована» у Добычина. Это библиотекарь Вика Козлова, играет её одиннадцатиклассница Софья Дулева.
Девушка призналась, что в жизни совсем не похожа на своего киноперсонажа:
– Хотя мы уже почти сроднились, – смеётся Софья. – Меня во время съёмок Викой называют. А вообще я не боюсь выступать, в школе веду все мероприятия… Даже хотела стать актрисой, но передумала и буду поступать на юриста.
(исполнительница одной из главных ролей Софья Дулева, фото: Ольга Умарова)
Роль юного Добычина исполняет ученик 11-го класса школы №60 Брянска Владимир Орлов. Молодой человек говорит, что процесс съёмок воспринимает как «работу над поступлением», так как мечтает стать актёром.
(исполнители главных ролей, фото: личный архив Олега Казначеева)
В числе актёров – учащиеся школ и колледжей города. Самая юная актриса эпизода – Рита, которая 1 сентября пошла в третий класс:
– Сниматься было не страшно, уже были репетиции, – поделилась впечатлениями девочка.
– А я на днях узнала, что поступила в областной колледж искусств, – с восторгом рассказывает исполнительница роли одной из студенток-насмешниц Мария Борисова. – О проекте узнала через театр моды «Образ», куда хожу. Перед сегодняшними съёмками была на репетиции, всё очень сильно понравилось.
(ночные съёмки, справа – студентка БОКИ Мария Борисова, фото: личный архив Олега Казначеева)
В фильме участвовали даже воспитанники брянского благотворительного фонда «МИРОСЛАВА».
– Мы помогаем подросткам, которые в какой-то степени потерялись в этой жизни, – рассказала заместитель руководителя фонда Елена Пасконная. – Не могут найти ценностей, социализироваться… Также мы ставим своей целью чем-то заинтересовать, поэтому и решили поучаствовать в этом проекте. Четверо наших детей сами захотели попробовать себя в актёрстве.
По словам руководителя проекта, ведущего библиотекаря Центральной детской библиотеки имени М. Горького Елены Тархановой, несмотря на то, что добычинское имя на слуху, из молодёжи знают о нём единицы.
– Наша задача – познакомить подрастающее поколение с творчеством Леонида Добычина, показать, насколько изменился наш город и окунуться в атмосферу 20-30 годов прошлого века, – рассказала Елена Анатольевна. – По условиям гранта придумали три варианта проекции произведений Добычина: экскурсии с использованием VR-очков, художественное объединение, где ребята рисуют по произведениям Добычина, и три фильма по мотивам его рассказов.
(актриса эпизода Маргарита Лысенко играет в театральной лаборатории, занимается вокалом и моделингом, фото: Ольга Умарова)
Перед началом работы проектная группа провела социсследование, чтобы понять, знают ли молодые брянцы и жители постарше историю своего города: в частности, как раньше назывались улицы, фигурировавшие в рассказах Добычина. Например, что нынешняя улица Калинина раньше была Московской, а в районе «Дружбы» находился собор. Ну и ожидаемо 1:0 в пользу знаний старшего поколения...
И вот так, гуляя с киношным Добычиным, можно познакомиться с другим Брянском. Кстати, чтобы воссоздать архитектуру областного центра начала прошлого века, прибегали к спецэффектам, «очищающим» улицы от современных людей и машин.
«Мы не знаем, как ходил, говорил и размышлял Добычин…»
Отдельные фрагменты снимали в студии. Для этих целей детская библиотека имени Горького выделила один из своих залов – краеведческий. Здесь разместили специальный зелёный фон - «зелёнку» - и необходимую технику.
(съёмки в экспресс-студии детской библиотеки имени Горького, фото: Ольга Умарова)
После очередных съёмок режиссёр фильма подробнее рассказал о том, как снимали кино про Добычина.
– Признаюсь, до этого проекта я не был близко знаком с творчеством Добычина, – говорит Олег Казначеев. – Думал, что это типичный писатель эпохи соцреализма. Но начал изучать, и оказалось, что личность Леонида Ивановича – авторитетная далеко за границами Брянской области.
(фото: личный архив Олега Казначеева)
Перед съёмками художественного фильма нужно было снять фильм документальный: чтобы представить «мультимедийный образ писателя».
– В сети есть всего 3 фотографии Добычина: со студенческого билета, на улице в молодом возрасте и официальное фото, видимо, для писательского удостоверения – в зрелом возрасте. Но ведь хочется посмотреть, как человек идёт, стоит, пишет, говорит, размышляет, – продолжает мой собеседник.
(одно из самых известных снимков молодого Добычина)
(а это Добычин в исполнении студента БГИТУ Кирилла Колесникова в документальном фильме, фото: личный архив Олега Казначеева)
Поэтому постарались представить и вписать образ в ландшафт Брянска.
– Актёров искали по школам и лицеям. Когда набрали основную массу, объявили общий сбор в одной из библиотек. Я зашёл в помещение, увидел молодые лица и говорю: «Среди нас есть Добычин». Там сидел паренёк, Кирилл Лесников, – он не совсем понял, зачем пришёл. Но очень попал по типажу, прям одно лицо! И тоже, как Добычин, является студентом технического университета. Далее мы, как могли, прорабатывали добычинский характер, изучали биографию... В художественной версии Добычина играет другой молодой человек.
(фото: личный архив Олега Казначеева)
Премьерный показ документального фильма состоялся на общероссийской научной конференции «Добычинские чтения». Затем приступили к работе над главным грантовым детищем – художественным фильмом.
«Некинематографичный» Добычин.
К проекту подключили историков и знатоков творчества и биографии Леонида Добычина. Но дотошную экранизацию произведений делать не хотелось, признаётся режиссёр.
И пошли на авантюру – сделать что-то своё, переосмысленное:
– Я подумал, а что если поставить себя на место писателя, который мог творить как Добычин? Так получилась киноновелла с добычински-недобычинскими персонажами: Вика Козлова, Цукерман, офисные курильщики-сплетники, весёлые студентки... Они мало похожи на свои литературные прототипы, но это тоже имеет право на существование. Добычин вообще «некинематографичен» – в том смысле, что в его произведениях нет острых конфликтов, которые цепляют на экране.
(рождение фильма на компьютере, фото: Ольга Умарова)
Тут можно вспомнить сюжет добычинского романа «Город Эн». Внешние события там незначительны (сходили в гости, были в церкви, рабочие пели песни и толпились у костела). Никаких остросюжетных поворотов, даже нарочитый антипсихологизм. При этом – трогательное отношение ко всему «суетному» происходящему.
Чтобы добавить экранного «экшна» и дать персонажам более острый характер, позвали второго сценариста – автора детских детективов Татьяну Димину.
(режиссёр-постановщик Олег Казначеев (справа) и автор сценария Татьяна Димина, фото: личный архив Олега Казначеева)
– В некоторых местах не хватало динамики, мотивации отдельных персонажей, – рассказала Татьяна о работе над сценарием. – Что могло бы, с точки зрения писательского опыта, привлечь молодого зрителя. Я проработала диалоги, прошлась по тексту, внесла несколько сюжетных линий и даже получила роль в фильме! Сейчас я снимаю свой собственный мини-сериал для блога и обучаюсь актёрскому мастерству. А ещё в процессе работы над данным проектом появилась идея снять вместе с Олегом Казначеевым фильм по моему мистическому триллеру «Наяву» – про девушку, которая попала в психиатрическую больницу.
«Мёрзли, варили уху, оправдывались перед полицейскими…»
Каким (уже почти) получился фильм про Добычина?
– Это короткометражное постановочное кино с элементами игры, – говорит режиссёр. – Профессиональных актёров у нас несколько, но главным оказалось желание ребят работать, их вовлечённость. В проекте было много школьников и студентов, и все приятно удивили: несмотря на загруженность по учёбе, откликались быстро, что-то предлагали сами…
(фото: личный архив Олега Казначеева)
«Глаза фильма» принадлежат бывшему работнику ТВ – оператору-постановщику Игорю Сусло:
– Получилось или нет, будет понятно, когда соберём весь фильм. В монтаже важна каждая деталь: музыка, цвет, свет, голос… Но даже на данном этапе могу сказать, что получилась достаточно насыщенная вещь. Также у детской библиотеки была задача привлечь к имени писателя детей, рассказать, как снимается фильм, что стоит за конкретной сценой… И с нашей помощью подростки принимали самое активное участие в съёмках.
(фото: личный архив Олега Казначеева)
Актёры поделились самыми яркими моментами съёмок. К примеру, холодным апрельским утром юному Добычину нужно было играть в тоненькой рубашке. Ещё съёмочную группу едва не задержала полиция, когда снимали в исторической части города.
– Одну из сцен снимали почти до полуночи, – вспоминает Татьяна Димина. – Заранее варили уху – она должна была быть в кадре, а после съёмок все так проголодались, что угощение оказалось очень кстати – комары искусали, все замёрзли, но зато романтика!
Возможно, получившийся фильм можно будет посмотреть на большом экране кинотеатра. Также его покажут в образовательных учреждениях, которые были задействованы в проекте. Остался последний рывок – озвучка и монтаж, всё как положено.
МНЕНИЕ:
«Добычин – неформал своего времени»
Автор грантового проекта «Провинция глазами гения», библиотекарь ЦДБ им. М. Горького Софья Тыранова:
– С идеей написать грант по творчеству Леонида Добычина выступила директор Централизованной системы детских библиотек города Брянска Ольга Вороничева, которая и сама интересуется творчеством писателя, и старается заинтересовать тех, кто не был знаком с автором, увековечившим в своих произведениях, так скажем, старый Брянск. Также Ольга Викторовна познакомила проектную команду с книгой исследователя творчества Добычина Эльвиры Голубевой – книга помогла узнать больше о жизни и творчестве писателя.
Что касается фигуры Добычина, то она до сих пор загадочна и интересна. Писатель во многом предопределил литературный стиль, который используют современные авторы. Тот же Бродский очень восхищался Добычиным… Как бы банально не прозвучало, он вписывается со своей реальностью, даже абсурдностью, в современную литературу. Добычин – не для всех, этакий неформал своего времени со своим мрачным миром – и потому всегда будет интересен молодёжи.
СПРАВКА:
Леонид Добычин жил в Брянске в 1920–1930 годах. Здесь написал первые рассказы, сформировал первый рукописный сборник, однако ни поддержки близких, ни должного внимания критиков не получил. Роман «Город Эн», в котором авторский голос особенно сильно расходился с «чёрно-белой» идеологией тех лет, послужил поводом для травли. После обличающей литературной дискуссии пропал – по главной версии, покончил с собой. Тело Леонида Добычина так и не нашли. Публиковать произведения писателя начали только во время перестройки.
Грантовый проект «Провинция глазами гения», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, реализуют в Брянске с 15 января 2024 года. Он направлен на изучение культурно-исторического прошлого нашего города, знакомство с литературным наследием писателя Леонида Добычина, отобразившего в своих произведениях российскую провинцию, прототипом которой стал Брянск. Одна из площадок проекта – кинематографическая. Творческая группа работает над созданием фильма «Граница твоей провинции» по мотивам рассказов писателя.
Беседовала Ольга Умарова.